Лечение острой задержки мочи

Острая задержка мочи или ишурия - это неотложное состояние у больных с ДГПЖ (аденомой простаты), острым простатитом, а также у больных с выраженным неврологическим дефицитом после перенесенного острого нарушения мозгового кровообращения (инсульта) или после острой интоксикации нейротропными ядами, такими как этанол. Именно поэтому так часто острая задержка мочи возникает у больных ДГПЖ после употребления алкоголя.

Острая задержка мочи проявляется невозможностью опорожнить мочевой пузырь при переполнении последнего. Клинически это проявляется сильной болью в низу живота, частыми, изнуряющими позывами к мочеиспусканию. В запущенных случаях, когда в мочевом пузыре накапливается от одного до трех литров мочи добавляется еще один значимый симптом - моча начинает подтекать и выделятся каплями. Такое состояние называется парадоксальной ишурией (Ishuria papadoxa) и ознаменует например, окончательную, третью стадию ДГПЖ.

Диагностика острой задержки мочи основывается на физикальном осмотре больного, обязательном пальцевым ректальным исследованием простаты, инструментальной диагностике, включающей в себя ультразвуковое исследование простаты и мочевого пузыря. Нередко, при значительном от одного до полутора литров мочи наполнении мочевого пузыря, последний становится виден невооруженным глазом в виде «пузырного шара», как на представленной фотографии у моего больного.  В случае обнаружения отсутствия явных урологических причин острой задержки мочи больного обязательно должен проконсультировать невролог.

Лечение острой задержки мочи у больных с ДГПЖ сводится либо к однократной или кратковременной катетеризации мочевого пузыря уретральный катетером. Вместе с этим назначаются лекарства, нормализующие уродинамику в нижних мочевых путях. Пациентам с острым простатитом, осложнившимся острой задержкой мочи допустимо выполнить однократную катетеризацию мочевого пузыря. У больных с признаками нейрогенного мочевого пузыря, гипотонией детрузора (мышечного слоя мочевого пузыря) рекомендовано назначить стимулирующую терапию, направленную на улучшение сократительной способности мочевого пузыря. Контроль за соблюдением назначений, режима, а также необходимости динамического врачебного наблюдения лежит полностью на враче урологе, который взял на себя ответственность вести больного на дому.

К сожалению, острая задержка мочи часто рецидивирует, что требует повторной катетеризации. В некоторых случаях, например при ДГПЖ 3 ст. это бывает неоправданным. В этом случае показано наложение надлобкового дренажа - цистостомы. Поэтому острая задержка мочи требует тщательного обследования, выяснения первопричины, стадии заболевания. От этого зависит прогноз заболевания.